Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации образовательной деятельности ребенка – инвалида и детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Детский сад с. Степановка» функционирует группа комбинированной направленности, в которой реализуется образовательная программа дошкольного образования и адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (ИПРА)..
В групповом помещения для ребенка-инвалида оборудован уголок сенсорного развития, в котором размещены игры и пособия для развития мелкой моторики, ориентации в пространстве, имеется оборудование для развития моторной сферы. Для формирования сенсорных способностей в групповом помещении есть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек. Также, в каждом групповом уголке имеются игры пособия, подобранные для разностороннего развития ребенка-инвалида. Для ребенка-инвалида в группе педагогами осуществляется адаптация и модификация игрового материала. Адаптация игрового материала — это изменение характера выполнения задания без изменения его сути и сложности. Модификация игрового материала — это изменение характера подачи материала посредством изменения сути и сложности задания. Познавательный уголок оснащен игровым оборудованием: шнуровка, пазлы «Буратино», «Конёк-горбунок», домино «Фрукты - овощи», лото «Кем быть», развивающая игра «Профессии», познавательные игры – лото «Волшебные коробочки», Математические развивающие игры «Признаки», «Цифры-клоуны», «Контуры», дидактические игры «Сложи картинку. Времена Года», «Живая и неживая природа».
Организованная развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, что каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.
Наполнение развивающих уголков в группе и у учителя - логопеда соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителя-логопеда есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. Для проведения диагностики детей используются логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи. Речевые уголки в группах имеют дидактические пособия и игры для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков; картотеки словесных игр. Для повышения интереса для детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики приобретена логопедическая игрушка «Умная обезьянка».
Объекты для проведения практических занятий
В МБДОУ «Детский сад с. Степановка» оборудованы следующие помещения для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с тяжелым нарушением речи: музыкальный зал, физкультурный зал, тренажерный зал, кабинет учителя - логопеда.
В МБДОУ «Детский сад с. Степановка» оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и детьми с тяжелым нарушением речи, расположенными на территории: спортивная площадка, Тропа здоровья, огород, элементы метеостанции.
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями для обучения и воспитания детей с нарушением речи и детей — инвалидов. Библиотека МБДОУ «Детский сад с. Степановка» оборудована в методическом кабинете.
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности детей с нарушением речи и ребенка-инвалида в МБДОУ «Детский сад с. Степановка» оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
- Физкультурный зал.
Физкультурный зал предназначен для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой с ребенком-инвалидом; для проведения спортивных праздников, развлечений всех возрастных группах, в том числе с ребенком-инвалидом; для проведения спортивных соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Физкультурный зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка. В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование.
- Спортивная площадка.
На территории МБДОУ «Детский сад с. Степановка» располагается спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками, в том числе с ребенком-инвалидом.
- Физкультурные уголки.
В группах оборудованы физкультурные уголки для проведения оздоровительно-профилактической работы с ребенком-инвалидом; развитие двигательной активности и физических качеств детей, расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности, формирование у детей – инвалидов осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающим.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с детьми – инвалидами в МБДОУ «Детский сад с. Степановка» используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Все объекты МБДОУ «Детский сад с. Степановка» для проведения практических занятий с детьми – инвалидами, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки);
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
- учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);
- музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.);
- техническими средствами обучения (магнитофоны и др.);
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
В МБДОУ «Детский сад с. Степановка» имеется музыкальный и физкультурный зал, тренажерный зал, кабинет учителя-логопеда, который оборудован всем необходимым материалом и оборудованием для детей – инвалидов и детей с нарушением речи. В музыкальном зале есть проектор, экран, музыкальный центр, пианино, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В физкультурном зале есть мячи, обручи, скакалки, а также остальное спортивное оборудование. В кабинете учителя-логопеда имеется все необходимое оборудование, дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно- функциональных зон: доступно- частично избирательно.
В МБДОУ «Детский сад с. Степановка» созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
— при входе в МБДОУ «Детский сад с. Степановка» имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
— внутри здания МБДОУ «Детский сад с. Степановка» имеется план передвижения по зданию до необходимой группы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
— официальный сайт МБДОУ «Детский сад с. Степановка» адаптирован для лиц с нарушением зрения.
В соответствии с Паспортом доступности МБДОУ «Детский сад с. Степановка» для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, сроки и объемы работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с требованиями законодательства запланированы до 2027 года.
Специальные условия питания
Одним из факторов, обеспечивающих гармоничный рост, полноценное физическое и нервное развитие детского организма, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных воздействий окружающей среды является организация рационального питания в ДОУ.
Основными принципами питания в детском саду являются:
-обеспечение достаточного поступления всех питательных веществ;
-соблюдение режима питания;
-выполнение правил технологии приготовления блюд.. Технологами поставщика питания составлено 10-дневное меню, разработанное с учетом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. Также имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд.
МБДОУ «Детский сад с. Степановка» посещают дети нарушениями речи и ребенок-инвалид, которые не имеют ограничений в питании и питьевом режиме, соответственно разработанное 10-дневное меню соответствует их потребностям.
Питание детей в детском саду организовано в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения""
Специальные условия охраны здоровья
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - одно из ведущих направлений деятельности учреждения. В детском саду созданы благоприятные условия для реализации данного направления. Имеется физкультурный зал, тренажерный зал, спортивная площадка, уголки здоровья и физкультурные уголки в каждой возрастной группе, оснащены всем необходимым оборудованием для развития двигательной активности детей, профилактики плоскостопия, нарушения осанки.
В группах имеется здоровьесберегающее оборудование (зрительные тренажеры, массажные мячи, бактерицидные лампы).
В здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский кабинет: площадь медицинского кабинета - 8,0 кв.м., процедурного- 5,1кв.м., изолятора- 4,9 кв.м. Медицинский кабинет оборудован в соответствии с СанПиН. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинским персоналом учреждения здравоохранения (ГАУЗ «РБ» п. Переволоцкий), на основании заключенного договора.
На основании медицинских обследований детей узкими специалистами, опросов родителей, медицинским работником воспитанники определяются в группы здоровья, подготавливаются рекомендации для педагогов по проведению физкультурно - оздоровительной работы. Регулярно воспитателями проводится анкетирование родителей по различным вопросам (о состоянии здоровья детей, формах взаимодействия детского сада и семьи по снижению заболеваемости и др.).
Профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки;
-наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
-дыхательная гимнастика;
-систематическое употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (сон без пижам, ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-в холодное время ходьба по массажным коврикам, в теплое время по Тропе здоровья; -мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов);
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий;
-вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой.
Педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, индивидуальное консультирование родителей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, в которых периодически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации и ведении здорового образа жизни. Широко используются возможности сайта дошкольного учреждения.
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой тяжести в детском саду осуществляет медицинская сестра.
Доступ к информационным системам
В МБДОУ «Детский сад с. Степановка» с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества создано единое информационное пространство. Имеется следующее оборудование:
- электронная почта;
- 5 сетевых точек выхода в Интернет;
- обеспечена открытость и доступность размещения информации на официальном сайте МБДОУ «Детский сад с. Степановка» в сети "Интернет".
Доступ к информации для всех категорий граждан, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, представленной на официальном сайте МБДОУ «Детский сад с. Степановка» обеспечен наличием версии для слабовидящих.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 1500 Кбит/сек по без лимитному тарифному плану. Оказание данных услуг осуществляет провайдер ОАО «Ростелеком».
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве специальных технических средств обучения используются световые столы - планшеты для работы с песком
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ «Детский сад с.Степановка» отсутствуют